понедельник, 19 мая 2014 г.

Грезы и сновидения

Доброго дня, дорогие мастерицы!
Вот и подвели мы итоги по предыдущему  месяцу и заданию, настало время объявить новый месяц и выбрать новый стиль!
"Существуют грёзы необычайной хрупкости, которые не являются мыслями,
и для которых я пока ещё считаю совершенно невозможным подобрать слова."
(Эдгар По)
На этот раз мы будем вдохновляться Сюрреализмом и творить в стиле "Сюрреализм".

Сюрреализм (surréalisme) направление в искусстве, порождённое компанией неординарных личностей, что повстречались нежданно-негаданно друг с другом в Париже 1920-х. 
Однажды поэту Аполлинеру пришло в голову сочинить новое слово  - «сюрреализм». Весной 1917 года он придумал и впервые употребил  этот термин в своём манифесте «Новый дух», написанном к скандально нашумевшему балету «Парад». Этот балет был совместной работой композитора Эрика Сати, художника Пабло Пикассо, сценариста Жана Кокто, и балетмейстера Леонида Мясина: «В этом новом союзе ныне создаются декорации и костюмы, с одной стороны, и хореография — c другой, и никаких фиктивных наложений не происходит. В «Параде», как в виде сверхреализма (сюрреализма), я вижу исходную точку для целого ряда новых достижений этого Нового духа». 
Вместе с ним основателем сего движения считают поэта, Бретона, создавшего метод автоматического письма - ничем, даже логикой, не сдерживаемого бумагомарания, эдакой сознательной шизофазии «на скрижалях». В психиатрическом институте святого Дизье под Парижем Бретон старательно зарисовывал фантазии и сны местных пациентов-шизофреников, не брезговал анализом детских снов и кошмаров.
В 1924 году группой сюрреалистов - идейным руководителем как движения так и журнала был все тот же Андре Бретон - основан французский литературный журнал - La Révolution Surréaliste (Сюрреалистическая революция). В течение пяти лет журнал служил средством для распространения идей сюрреализма относительно литературы, изобразительных искусств и политики. 
Зародившись в атмосфере разочарования, характерного для французского общества после Первой мировой войны, сюрреализм принимает форму всеобъемлющего протеста против культурных, социальных и политических ценностей. 
«Сюрреалистские традиции во всех искусствах объединяет идея подрыва любых условностей и создания новых смыслов или бессмыслиц путем безоглядного сопоставления. Красота — это, говоря словами Лотреамона, "негаданная встреча швейной машинки и зонтика на операционном столе"» 
(Сьюзен Зонтаг)
В сюрреалистской борьбе за "освобождение" эстетическое и этическое начала слиты воедино. Сюрреалистский канон формулируется в тройственном лозунге: "Любовь, красота, бунт". "Переделать мир", как говорил Маркс, "изменить жизнь", как говорил Рембо: "для нас эти два приказа сливаются в один", — провозглашал Бретон.
Наиболее значительным вкладом в Золотой век сюрреализма является первый Манифест сюрреализма 1924 года, созданный Андре Бретоном. В "Манифесте" Бретон дает каноническое определение сюрреализма: "Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений... Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определенных ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере во всемогущество грез, в бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психические механизмы и занять их место при решении главных проблем жизни".
Господа сюрреалисты мечтали ни много ни мало как о максимально раскрепощённом творчестве, свободном от всяких догм и правил… Страстно фанатели от дядюшки Фрейда и его теорий, верили, что наигоднейший материал для творчества дают сновидения.
«Я верю, что в будущем сон и реальность - эти два столь различных, по видимости, состояния - сольются в некую абсолютную реальность, в сюрреальность, если можно так выразиться. И я отправлюсь на ее завоевание, будучи уверен, что не достигну своей цели»
Андре Бретон)
Но реальность внесла свои коррективы - все сюрреалисты с самого начала друг с другом не соглашались - чей сюр круче и кто из них лучше понимает эту идею... 
Пытаясь получить прямой доступ к глубинам бессознательного, сюрреалисты создавали свои работы под воздействием алкоголя, наркотиков, гипноза, голода. Они перепробовали многое, но вещества не давали нужного эффекта, на что многие потом жаловались, а вот гипноз и голодание очень хвалили. Сновидения, галлюцинации, бред - они знали толк в поисках годного источника вдохновения...
«Каждое их произведение намеревается уничтожить все реальное, вместе с собой» 
(Жан-Поль Сартр)

Статью подготовила - ЯОсенняя
Ваш Ветер перемен

1 комментарий:

  1. Очень интересная и познавательная статья!!)) Спасибо!)

    ОтветитьУдалить