понедельник, 26 мая 2014 г.

В меру безумные...

Обычно, говоря сюрреализм, подразумевается Дали. Но не вокруг одного него вертится это направление. За время его существования появилось немало годных и интересных художников — в меру безумных, в меру талантливых...

«- Что такое сюрреализм?
- Это кукушкино яйцо в чужом гнезде.»
(Диалог Бретона и Магритта)

Рене Магритт — бельгиец, начинавший как рекламщик и дизайнер обоев. В детстве любил гулять по старым кладбищам с соседской девочкой, где и наткнулся на человека с мольбертом, рисовавшего старые склепы. Мальца эта встреча зацепила, и он решил стать художником. 
Сын человеческий, 1964

Прибился к сюрреалистам скорее от отчаяния, в поисках поддержки - его работы не пользовались популярностью, заставляя Рене сомневаться в выборе профессии. В отличие от всех сюрреалистов Магритт, презирал психоанализ и советовал не искать смысл там, где его нет.


Рене никак не походил на художника внешне - терпеть не мог эпатаж и пафос, ходил в строгом костюме, словно джентельмен из Лондона. 
- Рене, ты действительно художник? — спрашивали его коллеги.

- Вас удивляет, что у меня в доме чисто? А вам известно, что краска должна попадать на полотно, а не на ковер? — невозмутимо отвечал он. 
Журналисты были недовольны — в отличие от Дали Магритт выглядел скучным бюргером и никаких скандалов и интриг из его жизни было не выжать...
Невозмутимые картины, с невозмутимыми яблоками и котелками на невозмутимых фонах. Ныне святыня и гений всея Бельгии.

Сюрреализм ударил в мозг не одному испанцу Дали. Параллельно с ним стал известен еще один испанец — Хуан Миро
Материнство, 1924
Но то, что у него получалось, было куда сложнее осилить с первого раза, чем работы ДалиМиро остановился где-то на границе абстракции. Хоть немного понять, что собственно изображено на его полотнах, можно только из названия и с серьезным разгоном зрительской фантазии...

Но все же, Миро миролюбив и светел. Его работы населены какими-то биоморфными гротескными образованиями, которые смешны, витальны и самодостаточны. Еще про них можно сказать, что они – архетипичны, как бы находятся в нашем подсознании и несут в себе как бы изначальную символику жизни, оплодотворения, рождения и развития. Но не смерти... 

Макс Эрнст свой путь к глубинам подсознания начал еще как дадаист и делал безумные аппликации из мусора, старых журналов, плакатов. Затем начал издеваться над классическими образами и иллюстрациями. 
Ангел домашнего очага, или Триумф сюрреализма, 1937

«Живопись для меня не декоративное развлечение, или пластическое изобретение фетровой действительности; она должна быть каждый раз инвенцией, открытием, апокалипсисом»
(Макс Эрнст)
Чтобы понять, ЧТО именно придумал Эрнст, нужно на это один раз посмотреть - «Стобезголовая женщи» и «Неделя доброты, или 7 главных элементов"
Увлечения оккультизмом привели к тому, что Эрнст стал общаться с неким ангелом-хранителем, не стесняясь окружающих.
Эрнст в бесконечных поисках нового способа творчества придумал фроттаж — бумажный лист он клал на рельефную, неровную поверхность, затем натирал графитом. Получалось случайное и неожиданное рандомное изображение. 
Макс не стеснялся использовать своеобразное первичное сырье для своих работ — иллюстрации к бульварному французскому чтиву — любовным и криминальным романам, детективам. Скупал такие дешевые издания чемоданами, улучшая свое настроение и настроение книготорговцев. Помимо «бульварщины» в дело также шли анатомические и ботанические атласы.

«...посмотрела картины и мне стало страшно за художника... 
что же у него в голове творилось если он такие вещи рисовал...»
 (Типичная реакция юзера на картины Здислава)
Картины польского художника Бексиньского  неподготовленного  человека может ввести в ступор и шок – мрачность и абсолютная безысходность… 
Никаких названий своим работам автор не давал, перекладывая этот труд на организаторов выставок и зрителей. Бексиньский никогда не рисовал обложки для метал-команд — но это не помешало ему стать немаленьким культом среди металистов, регулярно ворующих картины автора для своих обложек и буклетов. 

Несмотря на это в жизни сей пан оставался добродушным, застенчивым и милым человеком, что не уберегло его от ножа 17-летнего соседа по дому, решившего прикончить старичка художника из-за того, что тот не дал в долг денег. Семнадцать ударов ножом и выдающимся сюрреалистом стало меньше.

В центре мира фантазии одного из наиболее успешных сюрреалистских художников  Поля Дельво всегда стоит женщина. Тематика картин Дельво дала повод Андре Бретону заметить, что художник делает «наш мир Царством Женщины - повелительницы сердец»
Спящая Венера, 1944
Фрида Кало. Казалось, никто и ничто не может сокрушить жажды жизни в этой маленькой хрупкой женщине. Искалеченное сначала полиомиелитом, а потом автокатастрофой тело нисколько не стесняло движений её души.
«В самом деле, зачем мне ноги, если у меня есть крылья, чтобы летать?»
(Фрида Кало)
Несмотря ни на что, в повседневной жизни Фрида была самим воплощением радости жизни, а ее слезы можно было увидеть лишь на картинах. 
Корни, 1943
« Считают, что я сюрреалист. Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность»
(Фрида Кало)

Отдельно стоит остановиться на том, что стало с сюрреализмом, как только он упал на почву чисто американских художников. Здесь сюр переформатировался в Магический реализм — сюр, взращенный на американской земле, заточенный под вкус американского зрителя. Здесь он получился куда более сатиричным, с карикатурностью и налетом явной провокации. 
Американец Пол Кадмус, скандалист и любитель мужчин был лидером сюр-тусовки Нью-Йорка. 
На дворе были 1930-е и нравы в Америке царили куда как более чопорные: с пристальным слежением за моралью, набожностью, семейными ценностями и непогрешимым патриотизмом. Изобразив на картине The Fleet's In! (Моряки на берегу!) гордость звездно-полосатой нации, в компании шлюх, Кадмус навлек на себя гнев высшего командования ВМС США. 

Полная коммерциализация направления наступила чуть ли не сразу и во многом благодаря Сальвадору, которого остальные сюрреалисты люто ненавидели за необузданную игру на публику и огромные деньги, заработанные им. 
Дон Сальвадор, на сцену!
Дон Сальвадор всегда на сцене!
(Сальвадор Дали)
Постоянство памяти, 1931
«Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время»
(Сальвадор Дали)
Сальвадор Дали - человек, жизнь и творчество которого спровоцировали в свое время настоящие взрывы восторга и негодования в обществе. Перед тем как порвать с тусовкой сюрреалистов, Дали сказал: «Сюрреализм — это я!», а затем назначил Эрнста Фукса своим «преемником на Земле», тем самым неформально передав линию преемственности Фантастическому Реализму и стилям проистекающим от него...
"Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я."
(Сальвадор Дали)
Как фокусник, он жонглировал образами, творя причудливые и часто шокирующие их сочетания, наложения и переплетения
«Увидел — и запало в душу, и через кисть пролилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь.»
 (Сальвадор Дали)
источник 
"Без Веласкеса не было бы французского импрессионизма, без Пикассо и Гриса - кубизма, без Миро и Дали нет ни сюрреализма, ни всего, что из него проистекло."
(Сальвадор Дали)

Любое популярное культурное явление рано или поздно скатывается или к полной коммерциализации или чахнет и умирает, как никому не нужное старье. Сюр постигла участь первого варианта. Теперь, в XXI веке, сюрреализм давно уже не мается подсознательным, продолжая традицию Дали, Эрнста, Магритта художники заимствовали у них главным образом внешнюю сторону направления — фантасмагоричность сюжета. Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке иносказаний элементов собственного детства, личной жизни - этот внутренний аспект, считавшийся в 1920-30-х годах. титульным, определяющим качеством сюрреализма, чаще всего игнорируется. 
Джим Уоррен (Варрен) наполняет холсты красочными, жизнеутверждающими сюжетами, считая главной целью поднять настроение каждого отдельного зрителя, внушить ему интерес к жизни и благоговение перед природой. 
Картины Любови Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными красками ночи или раннего утра. 
Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и холод. Картины словно побуждают зрителя просто любоваться красотой, кристальностью воздуха, безмятежностью моря, не опосредуя всё это какими-либо смыслами...

Сюрреализм эволюционировал, и в настоящее время трудно говорить о нём как о чистом направлении: он испытал сильное влияние фэнтази-арт и классического искусства.


Статью подготовила - ЯОсенняя

Наше текущее задание - По ту сторону реальности
Присоединяйтесь!

Ваш Ветер перемен

2 комментария:

  1. Дали - самый,самый! Очень люблю его с детства.У меня есть одна сюр работа, если интересно , посмотрите, посвящена снам, страшным).
    http://linasskrap.blogspot.ru/2014/04/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
  2. интересная статья, молодцы! :)

    ОтветитьУдалить