Обычно,
говоря сюрреализм, подразумевается Дали. Но не вокруг одного него
вертится это направление. За время его существования появилось немало годных и
интересных художников — в меру безумных, в меру талантливых...
«- Что такое сюрреализм?
(Диалог Бретона и
Магритта)
Рене никак не походил на художника внешне - терпеть не мог эпатаж и пафос, ходил в строгом костюме, словно джентельмен из Лондона.
-
Рене, ты действительно художник? — спрашивали его коллеги.
- Вас удивляет, что у меня в доме чисто? А вам известно, что краска должна
попадать на полотно, а не на ковер? — невозмутимо отвечал
он.
Журналисты были недовольны — в отличие от Дали Магритт выглядел
скучным бюргером и никаких скандалов и интриг из его жизни было не выжать...
Невозмутимые картины, с невозмутимыми яблоками и котелками на
невозмутимых фонах. Ныне святыня и гений всея Бельгии.
Сюрреализм ударил в
мозг не одному испанцу Дали.
Параллельно с ним стал известен еще один испанец — Хуан Миро.
Материнство, 1924
Но то, что у него
получалось, было куда сложнее осилить с первого раза, чем работы Дали. Миро остановился
где-то на границе абстракции. Хоть немного понять, что собственно изображено на
его полотнах, можно только из названия и с серьезным разгоном зрительской
фантазии...
Но все же, Миро миролюбив и светел. Его
работы населены какими-то биоморфными гротескными образованиями, которые
смешны, витальны и самодостаточны. Еще про них можно сказать, что они –
архетипичны, как бы находятся в нашем подсознании и несут в себе как бы
изначальную символику жизни, оплодотворения, рождения и развития. Но не
смерти...
Макс Эрнст свой путь к глубинам подсознания начал еще как дадаист и делал безумные аппликации из мусора, старых журналов, плакатов.
Затем начал издеваться над классическими образами и иллюстрациями.
Ангел домашнего очага, или Триумф сюрреализма, 1937
«Живопись для меня не декоративное развлечение, или
пластическое изобретение фетровой действительности; она должна быть каждый раз
инвенцией, открытием, апокалипсисом»
(Макс
Эрнст)
Чтобы
понять, ЧТО именно придумал Эрнст,
нужно на это один раз посмотреть - «Стобезголовая женщи» и «Неделя доброты, или
7 главных элементов"
Эрнст в бесконечных поисках
нового способа творчества придумал фроттаж — бумажный лист он клал на
рельефную, неровную поверхность, затем натирал графитом. Получалось случайное и
неожиданное рандомное изображение.
«...посмотрела картины и мне стало страшно за художника...
что же у него в голове творилось если он такие вещи
рисовал...»
(Типичная реакция юзера на картины Здислава)
Картины
польского художника Бексиньского неподготовленного человека может ввести в ступор и шок –
мрачность и абсолютная безысходность…
Никаких
названий своим работам автор не давал, перекладывая этот труд на организаторов
выставок и зрителей. Бексиньский никогда не рисовал обложки для
метал-команд — но это не помешало ему стать немаленьким культом
среди металистов, регулярно ворующих картины автора для своих обложек и
буклетов.
Несмотря
на это в жизни сей пан оставался добродушным, застенчивым и милым человеком,
что не уберегло его от ножа 17-летнего соседа по дому, решившего прикончить
старичка художника из-за того, что тот не дал в долг денег. Семнадцать ударов
ножом и выдающимся сюрреалистом стало меньше.
В центре мира фантазии одного из наиболее успешных сюрреалистских художников Поля Дельво всегда стоит женщина. Тематика картин Дельво дала повод Андре Бретону
заметить, что художник делает «наш мир
Царством Женщины - повелительницы сердец».
Спящая Венера, 1944
Фрида Кало. Казалось, никто и ничто не может сокрушить жажды жизни в этой маленькой хрупкой женщине. Искалеченное сначала полиомиелитом, а потом автокатастрофой тело нисколько не стесняло движений её души.
«В самом деле, зачем мне ноги, если у
меня есть крылья, чтобы летать?»
(Фрида Кало)
Несмотря ни на
что, в повседневной жизни Фрида была самим воплощением радости жизни, а ее
слезы можно было увидеть лишь на картинах.
Корни, 1943
« Считают, что я сюрреалист. Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность»
( Фрида Кало)
Отдельно
стоит остановиться на том, что стало с сюрреализмом, как только он упал на
почву чисто американских художников. Здесь сюр переформатировался в Магический
реализм — сюр, взращенный на американской земле, заточенный под вкус
американского зрителя. Здесь он получился куда более сатиричным,
с карикатурностью и налетом явной провокации.
Американец Пол
Кадмус, скандалист и любитель мужчин был лидером сюр-тусовки Нью-Йорка.
На дворе были 1930-е и нравы в Америке царили куда как более
чопорные: с пристальным слежением за моралью, набожностью, семейными
ценностями и непогрешимым патриотизмом. Изобразив на картине The
Fleet's In! (Моряки на берегу!) гордость звездно-полосатой нации,
в компании шлюх, Кадмус навлек на себя гнев высшего
командования ВМС США.
Полная коммерциализация
направления наступила чуть ли не сразу и во многом благодаря Сальвадору, которого
остальные сюрреалисты люто ненавидели за необузданную игру на публику и
огромные деньги, заработанные им.
Дон Сальвадор, на сцену!
Дон Сальвадор всегда на
сцене!
(Сальвадор Дали)
Постоянство памяти, 1931
«Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время»
Сальвадор
Дали - человек, жизнь
и творчество которого спровоцировали в свое время настоящие взрывы восторга и
негодования в обществе. Перед тем как порвать с тусовкой сюрреалистов, Дали сказал: «Сюрреализм —
это я!», а затем назначил Эрнста Фукса своим
«преемником на Земле», тем самым неформально передав
линию преемственности Фантастическому Реализму и стилям проистекающим от него...
"Разница между сюрреалистами и мной заключается в
том, что сюрреалист — это я."
(Сальвадор Дали)
Как фокусник, он жонглировал образами, творя
причудливые и часто шокирующие их сочетания, наложения и переплетения…
«Увидел — и запало в
душу, и через кисть пролилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь.»
(Сальвадор Дали)
источник
"Без Веласкеса не было бы французского
импрессионизма, без Пикассо и Гриса - кубизма, без Миро и Дали нет ни
сюрреализма, ни всего, что из него проистекло."
(Сальвадор Дали)
Любое
популярное культурное явление рано или поздно скатывается или к полной
коммерциализации или чахнет и умирает, как никому не нужное старье. Сюр
постигла участь первого варианта. Теперь, в XXI веке, сюрреализм давно уже не
мается подсознательным, продолжая традицию Дали,
Эрнста, Магритта художники заимствовали у них главным образом
внешнюю сторону направления — фантасмагоричность сюжета.
Глубинно-психологическая сторона сюрреализма, экспрессия, выражение своих
бессознательных фантазий, сексуальных страхов и комплексов, передача на языке
иносказаний элементов собственного детства, личной жизни - этот внутренний аспект,
считавшийся в 1920-30-х годах. титульным, определяющим качеством сюрреализма,
чаще всего игнорируется.
Джим Уоррен (Варрен) наполняет холсты
красочными, жизнеутверждающими сюжетами, считая главной целью поднять
настроение каждого отдельного зрителя, внушить ему интерес к жизни и
благоговение перед природой.
Картины Любови
Зубовой можно разделить на «тёплые» и «холодные»: она насыщает их
то приятными, ласковыми цветами заката и золотистого моря, то прохладными
красками ночи или раннего утра.
Некоторые холсты сочетают в себе и тепло и
холод. Картины словно побуждают зрителя просто любоваться красотой,
кристальностью воздуха, безмятежностью моря, не опосредуя всё это какими-либо
смыслами...
Сюрреализм
эволюционировал, и в настоящее время трудно говорить о нём как о чистом
направлении: он испытал сильное влияние фэнтази-арт и классического искусства.
Ваш Ветер перемен
Статью подготовила - ЯОсенняя
Наше текущее задание - По ту сторону реальности
Присоединяйтесь!
Дали - самый,самый! Очень люблю его с детства.У меня есть одна сюр работа, если интересно , посмотрите, посвящена снам, страшным).
ОтветитьУдалитьhttp://linasskrap.blogspot.ru/2014/04/blog-post.html
интересная статья, молодцы! :)
ОтветитьУдалить