воскресенье, 9 ноября 2014 г.

Poisoned beauty

Одним из самых знаменитых атрибутов готического мира, по праву, можно считать вампиризм. Испокон веков в мифологии разных народов существовали легенды о кровососущих существах, будь то вампиры, упыри, стригои, ашкары и тд.
Но все эти "сказки" так и остались бы блеклыми фольклорными историями, если бы не дело о "вампирском безумии" 1720-1730-х готов,во время которого проводилась официальная эксгумация подозреваемых в вампиризме.
История такова: более двухсот лет назад на территории нынешней Румынии, Венгрии и Сербии очень распространились легенды о вампирах. Страшные рассказы о людях, возвращающихся с того света, чтобы пить кровь живых, дошли до слуха папы римского Бенедикта ХIV.
Бенедикт поручил итальянскому священнику Антуану Августину Кальме изучить вопрос о вампирах, узнать, чем они отличаются от простых людей, являются ли призраками или демонами и т.д. Требовалось упорядочить знания о вампирах, чем и занялся священник, а заодно и учёный. Кальме проделал огромный труд, собрав большое количество легенд Сербии, Венгрии, Румынии, Богемии и Моравии. Путешествуя по Восточной Европе, Кальме собирал истории, которые ему рассказывали местные жители. Самыми известными из этих историй считаются истории об Арнольде Паоле и Петаре Благоевиче.(советую всем пройти по ссылке и прочитать). Книга Дома Августина Антуана Кальме была издана на нескольких языках. Именно Кальме стал создателем знакомого нам образа вампира, боящегося чеснока и спящего ночью в гробу.
С тех пор тема вампиризма начала появляться в литературе.
Одним из первых произведений было короткое стихотворение немецкого поэта Генриха Августа Оссенфельдера «Вампир» (1748), которое имело чёткий эротический подтекст: мужчина, чья любовь была отвергнута уважаемой и благочестивой девушкой, грозил навестить её среди ночи, выпить её кровь, подарив ей соблазнительный поцелуй вампира и таким образом доказать ей, что его уроки лучше, чем христианство её матери.
В 1797 году эту тему увековечил Гёте в "Невесте Коринфа" - это ремейк древнегреческого рассказа о молодой невесте, которая возвращается к мужу в качестве упыря и живет с ним, пока не обнаруживается ее немертвая природа.
Первая серьезная попытка «очеловечить вампира» была сделана не столько лордом Байроном, сколько его врачом Джоном Полидори, который после смерти своего пациента и любовника обработал его черновики и издал в апрельском выпуске литературного журнала "Нью Мансли мэгэзин" от 1819 года повесть под названием «История Вампира». Дикая личная жизнь Байрона стала моделью для главного героя — вампира Лорда Рутвена. В истории Полидори, похоже, впервые появляется вампир, имеющий тот облик, который имеют вампиры из современных произведений: нежить, обладающая развитым интеллектом и сверхъестественным обаянием, так же как и внешней привлекательностью. В противоположность этому, вампир из легенд неизменно был отвратительным монстром.
Важным примером вампирского произведения 19-го века является немного эротический роман Шеридана Ле Фаню «Кармилла» (1871), где он изображает женщину-вампира с лесбийскими наклонностями, которая соблазняет героиню Лауру и вытягивает из неё жизнь.
Следующая заметная дата в эволюции образа вампира - 1897 год, когда Брэм Стокер создал графа Дракулу! Первая и очень значимая для жанра готики экранизация его романа
была снята выдающимся немецким кинорежиссером Фридрихом Вильгельмом Мурнау в 1922 году. Фильм вышел под названием «Носферату: Симфония ужаса». Эта картина имела ошеломляющий успех, принесла своему создателю мировую известность, а образ графа Орлока, (в фильме пришлось изменить имена оригинального литературного произведения в связи с проблемами на права экранизации) великолепно исполненного Максом Шреком, и по сей день остается недостижимой планкой. Его талантом был создан магический образ безусловно трагического героя с собственной манерой, пластикой и ощущениями.
«Прадедушка» всех вурдалаков на экране, Макс Шрек смог зародить основные постулаты героев такого типа, поддающихся вожделению и страдающих от своих животных, а от того предельно понятных каждому зрителю, желаний.
Таким образом образ вампиры все больше и больше наделялись человеческими способностями к состраданию и искренней любви.
Немаловажным является присутствие элемента эротики в историях о вампирах. Сама идея многовековой любви и соединения любящих через питье крови друг друга являет собой всего лишь замену обыденному половому акту на нечто фантастическое и таинственное, что вполне бы могло вписаться в концепцию неготического киноформата. В большинстве своем эти сцены граничат между неотвратимым ужасом и непреодолимым желанием, что и придает им такую пикантность.
Думаю именно поэтому в современном мире вампирская тема переживает пик популярности. Достаточно вспомнить такие фильмы как: Сумерки, Академия вампиров, Дневники Вампира, Дракула: нерасказанное.


* были использованы статьи
http://twilighters.ru/story/article/27950.html
http://tov.lenin.ru/ideas/dracula.htm
http://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/1982/


Статью подготовила ekathe Rina

Наше текущее задание - Dark Beauty


Присоединяйтесь!

Ваш Ветер перемен

Комментариев нет:

Отправить комментарий