вторник, 6 октября 2015 г.

Гейша. Живое произведение искусства

Романтических легенд, полуграмотных сказаний и домыслов разной степени пристойности, сочиненных об этих таинственных японках, сегодня в мире больше, чем самих гейш. Их исчезающе мало — около тысячи на всю страну, но это живая диковинка.


Японские гейши для неяпонских людей, случайных и небогатых, сродни фантому: при сильном желании можно, конечно, встретить экземпляр на улице, заранее вызнав, где ждать, и поглазеть со стороны. Если повезет, и сфотографировать можно, как искусница садится в такси или даже (в Токио или Киото) в повозку рикши. Но приобщиться к таинствам — чрезвычайно трудно, даже практически невозможно (без высоких рекомендаций и тугого кошелька). Как невозможно толком понять, настоящую ли гейшу в самом деле удалось подстеречь.


Например, одежда — если яркая по цветам, а на кимоно сверху богато вышитая накидка, так это и не гейша вовсе, а японка, занятая в смежном развлекательном бизнесе, хоть и тоже очень дорогая. И на прическу надо смотреть внимательно и пристрастно: чем больше шпилек, висюлек и прочих ярких мелочей в волосах (или парике), тем меньше вероятность, что перед вами гейша — ей скромный и часто одинокий гребешок положен. А еще на ноги важно смотреть, точнее, на обувь — сколько палочек на подметке деревянных башмачков гэта (два или три), каков (и есть ли вообще) носок. И ворот на кимоно принципиально важен  — цвет какой, как там на затылке, — глубок ли вырез или лаконичен (пусть шея и вся в белом, но если нарочито открыта  — это опять не гейша). Пояс оби — очень важная деталь: если завязан впереди, профессия другая, да если и сзади даже, все равно вопросы для уточнения есть — каков по форме узел, какой длины «хвосты» (у учениц гейш — майко — это убранство иное). А еще ведь сумочка, веер — каждая деталь должна правильно читаться.


Должна, но широкими массами не четко и не всегда читается. Уж очень это тонкая дисциплина — японская гейша. Час гейши может стоить три тысячи евро, и дороже, но дело не только в прейскуранте — гурману преподносят совершенство, которое взращивается годами нелегкого труда и достигается порой суровыми лишениями. Внешние природные данные, темперамент и даже талант сами собой успеха не принесут — важна тонкая доводка, шлифовка каждого жеста, отработка движений, постановка интонаций, постижение особой науки носить неудобную одежду и правильно ходить в ней, управлять голосом, виртуозно обращаться с посудой.

 

Как утверждают хроники, первыми гейшами были мужчины из театра кабуки, которые трудились шутами на крупных банкетах, «разогревая» публику перед встречей с дамами по вызову. Переход от стола к постели постепенно сформировался как особый жанр развлечений, самодостаточность и ценность которого только возрастала с годами. Уже к середине века особую нишу мастеров этого жанра заняли исключительно женщины — пионерами были куртизанки, сумевшие выкупить свободу и ставшие полноценными партнерами увеселительных заведений на контрактной основе.


Какое-то время сосуществовали на равных правах две фракции — сиро-гэйся (или «белые гейши», занимавшиеся только развлечением гостей) и короби-гэйся («опрокидывающиеся гейши», которые торговали еще и телом). Эта двойственность успешно пережила 1779 год (когда профессия гейш была признана официально и стала лицензионной), жива она кое-где в Японии и поныне. Но все же в общественном сознании со временем укрепилось четкое мнение: истинные гейши собой не торгуют, их сфера – услада души, а не тела.


За порядком внутри новой профессиональной корпорации гейш с первых дней следила специальная бюрократическая структура, которая разрабатывала особые регламентации. Гейшам запрещалось на работе есть, спать, а иногда даже и сидеть рядом с клиентами, носить яркие кимоно и украшения в прическе, оказание сексуальных услуг за деньги было гейшам запрещено законом. Наличие постоянного мужчины покровителя — данна — допускалось (с 18 лет), но такое покровительство должно было быть соответствующим образом — документально и денежно — оформлено.


Если бы не эти мелкие регламентации, неукоснительно соблюдавшиеся, гейши никогда бы не получили признанный обществом еще в конце XIX века формат особой социальной группы. Именно этот формат позволяет гейшам выживать сегодня — как исключительному явлению: дорогому, экономически бессмысленному, функционально — обреченно узкому. Но тщательно оберегаемому как традиционный институт, составляющий неотъемлемую часть национального культурного кода. 


При написании статьи были использованы материалы:

Статью подготовила Akattava

Наше текущее задание "Япония"

2 комментария:

  1. Девчата, как интересно!Запоем прочитала) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Девочки, такой пост замечательный и сразу вспомнилось кино "Мемуары гейши")) хотя конечно там много от автора, но суть раскрыли..и крылатая фраза .."настоящей Гейшей ты станешь тогда, когда сможешь остановить мужчину одним взглядом"..

    ОтветитьУдалить