воскресенье, 19 июля 2015 г.

Музыка Африки


Музыка воспринимается в Африке совсем иным образом, нежели в Европе. В Африке музыка не является выражением чувств человека или религиозных убеждений общности. Музыка в Африке - это неотъемлемая часть жизни и самая главная форма общения. Ритмы формируют единство. Во многих случаях музыка используется как средство против болезней или способ получить благоволение богов. Музыка способствует взаимодействию между людьми и даёт им место в общности.


Стили африканской музыки

Fuji
Стиль Fuji возник из традиционной музыки Йоруба, Apala - молитвенного пения под аккомпанемент "говорящих" барабанов. Религиозное песнопение превратилось в конце 60-ых в танцевальную музыку благодаря Sikiru Ayinde, который сравнивал свою музыку с Японской горой любви - Фудзи. Это и определило название данного стиля.
В Fuji сохранились вокальные традиции мусульман, оставшиеся по наследству от Apala. Однако, лирика уже не имеет религиозной направленности. Также в Fuji сохранились ритмы Apala, которые отбиваются теперь на барабанах dun-dun. Одни из характерных инструментов для Fuji является гавайская гитара. Она во многом и определяет танцевальную направленность Fuji, добавляя ритмы "мамбы". Причем использования других струнных инструментов недопустимо.
     

Hausa

В 7-ом веке ислам вторгся в черную Африку, сметая устоявшийся веками этнос и насаждая мусульманскую культуру. Лишь одна жительница тропической Африки смогла остановить конницу арабов - муха це-це. Ареал обитания этого маленького существа провел четкую границу распространения Ислама и сохранил этнокультуру многих Африканских народов.
Народ Хауса живет на территории современных Нигерии и Нигера на границе распространения Ислама. Это пограничное положение сказывается и на музыкальных традициях Хауса. Музыка этого народа разрывается между Исламом и языческим прошлым, что делит ее надвое: музыку больших городов и деревенские песни. В городе влияние ислама полностью подавило языческие этнические традиции Хауса, которые еще проявляются в сельской местности. В городах эта музыка носит религиозный характер. Восхваляющие Аллаха идет под аккомпанемент литавр и "говорящих" барабанов, причем музыкальное сопровождение вторично, главное лирика. Однако, чем дальше мы удаляемся от городов тем более разнообразна становится музыка. В ней начинают проявляться ритмы древних танцев Хауса такие, как Asauwara (веселый танец девушек "на выданье") и Boh (танец языческого духовного культа).

Jalis
Общим для всей музыки района Манде (Mande) является исключительное представление, организуемое группой профессиональных музыкантов - джали (jalis) или джели (jelis) или джелимусолу (jelimusolu), в случае если эту группу составляли женщины.
Существует множество легенд о происхождении джели. Некоторые музыканты рассказывают о том, как некий Сураката (Sourakata) искушал пророка Моххамада неверием и трижды, преследуя его, замерзал. На третий раз он осознал силу пророка, и его искусительные речи превратились в молитвы. С тех пор основная роль джели заключается в молитвенном воспевании.
       
kwassa kwassa
В 1980-90 годах конголезская музыка в стиле сукус (soukous) распространилась в Малави, получив название kwassa kwassa. Эти ритмы и мелодии частично смешались с местными музыкальными явлениями времени. Очень популярной частью этого смешения стали ритмы ска (ska) и рэгги (reggae). Одними из основных представителей стиля настоящего времени является Sapitwa, группа, возглавляемая клавшником Патриком Тембо (Patrick Tembo) и гитаристиом Тепу Ндиче (Tepu Ndiche) с отличительным великолепным вокалом.

Makossa
Распространенный в камерунском городе Дуала, стиль Makossa доминировал на поп-сцене страны с 1960-ых, а с появлением в 1972 году смешанной с фанком темы Soul Makossa Manu Dibango, он за короткий срок достиг слушателей всего мира. В своем раннем виде этот стиль представлял собой фолклорные песни и танцы, которые получили распространение в миссионерских школах Дуалы, где их играли на гитарах и аккордеоне. Возможно, наиболее замечательным исполнителем раннего периода стал Eboa Lotin, кассеты со сборниками которого были широко распространены в Дуале.
В начале 1970-ых годов, Makossa резко стал городским, электрическим стилем с танцевальным ритмом, рассчитанным на ночные клубы. Затем в 1980-ых он трансформировался в pop-makossa, который в обилии производился в Париже. Самую эффектную музыку в этом стиле играла так называемая National Team of Makossa - группа проживающих в Париже музыкантов, среди которых были басист Aladji Toure (лидер коллектива), а также Toto Guillaume и Ebeny Wesley.

Morna
То, чем является танго для Аргентины или фаду (fado) для Португалии, для Кабо Верде стала морна. Этому наиболее популярному на всем архипелаге национальному песенному жанру по меньшей мере полтора века. Она является обязательной частью в репертуаре любой группы из Кабо Верде. Морна открывает душу этого народа.
Морна балансирует между музыкой и поэзией, это и лирическая песня с глубоко меланхолическим духом, и танец. Почти всегда морны сочиняются и исполняются на креольском португальском языке, это - медленные минорные мелодии. Сердцем жанра являются стихи, которые могут рассматриваться как отдельная поэтическая форма. Они рассказывают о любви и о тоске по близкому человеку, о красоте родины, о долгом путешествии и о разлуке, о страданиях в чужих краях, о смерти. Это музыка глубоко ощущаемой меланхолии, людей, которые хотели бы жить на своих родных островах, но вынуждены уезжать для того, чтобы выжить.
Среди самых известных исполнителей морн - Сесария Эвора (Cesaria Evora), Джосинья (Djosinha), великий музыкант и талантливый скрипач, который умер несколько лет назад, и Бана (Bana). Бана, певец из города Минделу (Mindelo) на острове Сан-Висенте, обладатель замечательного голоса. В течение многих лет он работал с Б.Лезой, композитором-инвалидом, которому Бана помогал передвигаться. После блужданий по Роттердаму и Парижу, сейчас Бана обосновался в Лиссабоне и, благодаря помощи братьев, Мендиш (Mendes Brothers) вновь начинает выступать.

Benga
В Кении, язык - является основным фактором определяющим музыкальный стиль. На территории страны уживаются более 40 языков, однако, большинство населения относятся к народностям Луо, Лухья, Камба и Кикуйю.
Луо живут на побережье озера Виктория, что на востоке Кении. Их музыкальные традиции являются основой стиля Benga. В конце 60-х он стал настолько популярным, что вышел за пределы Кении. Он покорил Уганду и Руанду, Танзанию и Бурунди, да и в самой Кении его влияние стало настолько велико, что другие народы стали использовать музыку Луо Banga. Вытесняя другие стили, а сегодня в Кении помимо него остался только один самобытный Кенийский стиль Cavacha, Banga стала сомой популярной музыкой в Кении. Она основана на импульсивной басс гитаре, красивом Африканском голосе и гитаре, которая заканчивает каждую вокальную партию, продолжая мелодию.

Iscathamiya
Это хоровое пение южно Африканского народа Зулу. Возникло оно после прихода колонизаторов, которые создали горнодобывающую промышленность, и свозили на работу в шахты местное мужское население. Оно очень скучало и пело с тоски, а так как Зулусы кроме походных военных "кричалок" ничего петь не умели, то их они и пели, но очень задушевно. Видимо это вызывало и у колонизаторов ностальгию, и подступившая сентиментальность заставляла их содействовать развитию Зулуского хорового пения. В Ю.А.Р. до сих пор проводятся фестивали Iscathamiya, причем на государственные деньги. Большую известность в мире завоевал хор Ladysmith Black Mambazo, который работал вместе с Питером Габриелом Полом Саймоном и т.д.

Mandingo
Мандинго, это большая этническая группа, которая разговаривает на одноименном диалекте языка банту. Когда-то единое государство Манден объединяло этих людей, сейчас историческая область поделена множеством государств западной Африки. Единый язык и музыкальные традиции создают основу Mandingo Music. Этот стиль описать крайне сложно. В Мали он подвержен сильному арабскому влиянию, в Сенегале Волоф ритмам. Сегодня любого исполнителя поющего на языке Мандинго, относят к этому стилю.

Mbaganga
Этот стиль также называют городским джайвом. Он родился в 60-х в городах Южной Африки, в которых происходило смешение двух культур. Этнические традиции Зулу деформировались под влиянием белых колонизаторов. Примером того, что при этом получилось, является группа Juluka в которой играет Зулус Sipho Mchunu и Англичанин Johny Clegg 

Reggae
Музыка Reggae была привезена на Африканский континент Bob Marley, который выступил на праздновании независимости Зимбабве, а позже давший знаменитый концерт в Хараре (1980 г.). Песня Africa Unite стала гимном континента. Музыка Reggae, сливаясь с Африканской манерой вокала и этническими инструментами, сильно преобразилась, и получила название Reggae корней. Этот стиль завоевал сердца Африканцев, однако, не вышел за пределы континента.

Soukouss. 
Стиль Soukouss вышел из популярного в Африке, в 50-ые годы, CUBAN RHUMBA. Который, смешавшись с танцевальными ритмами Kwassa Kwassa и Zouk, приобрел Африканский колорит. Данный стиль, рожденный в Конго и Заире, сегодня охватил всю Африку и по популярности уступает только Reggae.

Путешествие по музыкальным ритмам Африки можно продолжать бесконечно))).
Просто послушайте эту музыку и влюбитесь раз и навсегда.



Статью подготовила - SамаяLюбимая (Маша

Наше текущее задание "Африка"

3 комментария: