"Марокко - как дерево, корни которого вросли в африканскую почву, но листья дышат европейским воздухом". Так любил говорить Король Хасан II (1929 -1999), подчеркивая, что его страна глубоко традиционна, но при этом безвозвратно втянута в современный мир. Именно эта двуликость придает Марокко своеобразие и определяет его культурное богатство!..
Марокканский стиль возник в эпоху колониальных завоеваний. Представляет собой смесь европейских и североафриканских традиций. Сегодня в марокканском стиле идеально сочетаются сложные мавританские орнаменты, европейские материалы и техники, грубоватый стиль кочевников, восточная гармония и первобытный колорит береберов. Все это создает сове неповторимое обаяние марокканского стиля.
Но давайте окунемся немножко в историю. Откуда вообще взялся этот неповторимый марокканский стиль?
Марокко – страна, расположенная на северо-западе Африки. От Европы ее разделяет 14 км. Гибралтарского пролива. Страна эта уникальна и самобытна, начиная от климатических особенностей и заканчивая культурным наследием. Марокканцы говорят, что в Марокко в один день можно побывать в четырех сезонах. Утром – искупаться в Атлантическом океане или Средиземном море, днем – покататься на лыжах в горах Верхнего Атласа, а вечером – быть в Сахаре. История региона, составляющий современный Марокко, образована взаимоотношениями коренного населения – берберов и различных народов, успешно вторгавшихся в страну, а их было не мало: финикийцы, римляне, византийцы, арабы, испанцы, португальцы, в 19 веке регион попадает в колониальную зависимость от Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. Так, что такое длительное пересечение, взаимовлияние и взаимопроникновение разных культур не могли не сказаться на развитии культуры в стране, и как следствие на формировании марокканского стиля. Марокко – это синтез несоединимого, интернационального, современного и неизменного – уходящего вглубь веков.
Марокко – страна, расположенная на северо-западе Африки. От Европы ее разделяет 14 км. Гибралтарского пролива. Страна эта уникальна и самобытна, начиная от климатических особенностей и заканчивая культурным наследием. Марокканцы говорят, что в Марокко в один день можно побывать в четырех сезонах. Утром – искупаться в Атлантическом океане или Средиземном море, днем – покататься на лыжах в горах Верхнего Атласа, а вечером – быть в Сахаре. История региона, составляющий современный Марокко, образована взаимоотношениями коренного населения – берберов и различных народов, успешно вторгавшихся в страну, а их было не мало: финикийцы, римляне, византийцы, арабы, испанцы, португальцы, в 19 веке регион попадает в колониальную зависимость от Франции, Великобритании, Германии, Италии и Испании. Так, что такое длительное пересечение, взаимовлияние и взаимопроникновение разных культур не могли не сказаться на развитии культуры в стране, и как следствие на формировании марокканского стиля. Марокко – это синтез несоединимого, интернационального, современного и неизменного – уходящего вглубь веков.
Основная примета марокканского стиля в архитектуре, как и в любой другой арабской стране – арочные проемы. Именно они делают пространство похожим на загадочный сказочный дворец. Особенно характерны дверные проемы в форме перевернутой подковы и остроконечного купола, а также стрельчатые своды и полуциркульные арки.
Марокканская архитектура любит сложные формы – и самих домов, и их внутренних двориков, многочисленных галерей, проходных террас и т.д. Этому специально уделяется большое внимание – закладываются внутренние дворики в виде звезды, в виде овала с фестонами, в виде цветка и т.д. Внутренние дворики сложной формы часто обрамляются галереями или колоннадами.
Наличие альковов и ниш – вообще характерная черта марокканского стиля. Даже в самом простом доме обязательно будет такой альков, в котором можно днем попить чаю, прячась от жары за его толстыми стенами и пологом. Это такая марокканская альтернатива средиземноморской террасе.
Отдельная история в марокканской архитектуре – это двери. Вообще отделка дверей – очень важная часть любого старого архитектурного стиля, они до сих пор несут в себе сакральное значение, которое приписывается им в традиционных культурах.
Говоря о марокканской архитектуре, нельзя не упомянуть о “марокканском синем”. Синий, голубой и бирюзовый цвет – очень важные цвета во всем арабском мире; частично это связано с тем, что арабы всю свою историю были отличными мореходами и море стало для них существенной частью культуры. Синему и голубому цвету придаются максимально положительные значения – это цвета жизни, счастья, надежды, красоты. Поэтому в марокканской архитектуре довольно часты дома, полностью или частично окрашенные в глубокий синий цвет.
Так же цветовая палитра марокканского стиля отражает тона земли, тепло и великолепный восход солнца в сочетании с яркой бирюзой. Часто используемые цвета: терракотовый, песочный, охра, фиолетовый, синий, красный. Этим Марокко напоминает стран-соседей по Средиземному морю и Атлантическому океану. Не редкость увидеть кобальт, аквамарин, а также оттенки золотого и желтого. Глубокие, насыщенные цвета выглядят сказочными: шоколадный, баклажан, нефритовый, оливковый вкупе с серебром и янтарными оттенками. Вообще цветовая гамма в марокканском стиле яркая, но не пестрая.
Мебель в марокканском стиле имеет ярко выраженный характер и дух таинственных арабских ночей. Низкие пуфы и мягкие настилы создают расслабляющую ауру неспешности и наслаждения лежачим образом жизни. Поэтому в марокканском стиле так популярны кушетки, огромные мягкие кровати и подиумы, предназначенные для сидения на них. Столы и табуреты обычно кованые или изготавливаются из дерева темных пород. В обоих случаях мебель ажурная и узорчатая: применяется либо резьба по дереву, либо художественная ковка. Причем резьба по дереву, как правило, сквозная, то есть имитирует ковку и добавляет прозрачности и невесомости в громоздкие шкафы и сундуки.
Узорчатые ширмы также играют роль некой сетки или вуали, окутывая пространство еще большей загадочностью и тайной.
Особое место в марокканском декоре занимают подвесные и напольные светильники, выполненные из латуни и цветного стекла. Люстры, бра и фонари имеют фигурные очертания (сферы, конусы, цилиндры) и множество мелких деталей в исполнении. Сложные узоры ламп преломляют свет, что дает в итоге мягкое и рассеянное освещение. А сама их форма – настоящее национальное достоянием и гордость домовладельцев.
Марокканский стиль – это синтез нескольких стилей, и даже можно сказать, что он имеет несколько ответвлений. Одно из них, берберское влияние, говорит на языке примитивных и наивных орнаментов, напоминающих елочки, крестики, ромбики и решетки.
Такие узоры обычно используют в текстиле, как узоры ковров и половиков.
Другая же сторона этого стиля, арабского происхождения, включает в себя множество ажурных орнаментов, сложность которых доходит до немыслимых пределов. Тем не менее все они подчинены общей симметрии и правилам гармонии, благодаря чему выглядят легко и невесомо. Ажурность встречается в напольной плитке, в мозаике, в росписи стен и мебели, такими узорами украшают различные панно, посуду и одежду.
При написании статьи были использованы материалы:
источник, источник, источник, источник, источник, источник, источник, источник.
Статью подготовила - Оксана-Akattava
Наше текущее задание "Африка"
Комментариев нет:
Отправить комментарий