Испанские танцы, несомненно, самые эмоциональные танцы во всем мире. Это
южный темперамент и неудержимая страсть, ритм кастаньет и точные
движения статных брюнеток под звуки гитары. Не все знают, что испанские
танцы имеют множество разновидностей и стилистических воплощений. Также
очень насыщена история их становления и развития.
1. Пасодобль
(Paso doble — «двойной шаг») — испанский
танец, имитирующий корриду.
Первое название танца — «один испанский шаг» («Spanish One Step»),
поскольку шаги делаются на каждый счёт. Пасодобль был одним из многих
испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской
жизни. Важной составляющей культурной жизни страны была коррида.
Неудивительно, что танец стал ее хореографическим воплощением. Партнер
изображает тореро, а партнерша — его плащ или мулету (кусок
ярко-красной ткани в руках матадора), иногда — второго тореро, и совсем
редко — быка, как правило, поверженного финальным ударом.
Впервые данные вид танца был показан в Париже в двадцатых годах прошлого
века. Свою популярность в наивысших парижских кругах он приобрел уже к
тридцатым годам. Именно поэтому многие фигуры и обозначения шагов имеют
не испанские, а французские названия.
По правилам мужчина в танце изображает тореро, а женщина – его красный плащ. Главная отличительная черта пасодобля - позиция корпуса танцоров. Грудь должна быть высоко поднята, плечи - опущенными, а голова - жестко зафиксирован. Лишь в определенных моментах следует наклоняться вперед или вниз. Такая строгость в соблюдении позы соответствует движениям матадора во время настоящей корриды. Еще одна особенность танца – все шаги делаются с каблука, а не носка, как это принято в классической хореографии.
По правилам мужчина в танце изображает тореро, а женщина – его красный плащ. Главная отличительная черта пасодобля - позиция корпуса танцоров. Грудь должна быть высоко поднята, плечи - опущенными, а голова - жестко зафиксирован. Лишь в определенных моментах следует наклоняться вперед или вниз. Такая строгость в соблюдении позы соответствует движениям матадора во время настоящей корриды. Еще одна особенность танца – все шаги делаются с каблука, а не носка, как это принято в классической хореографии.
Главная роль в пасодобле отводится партнеру, поэтому часто пасодобль
называют «танцем мастера».
Тореро предстоит донести зрителю свою гордость, смелость, надменность,
превосходство. Партнерша, имитируя красную ткань в руках тореро,
держится на расстоянии, с гибкостью и изяществом подстраиваясь под
движения мужчины. В танце должна ощущаться напряженность между
партнерами, скрытая экспрессия.
Движения пасодобля строги, и дают исполнителям лишь небольшую
артистическую свободу.
Мелодия пасодобля разделена та три основных части. Первая часть – это
вступление, вторая - своеобразный музыкальный накал страстей.
Заключительный эпизод мелодии часто повторяет первый и является как бы
развязкой «битвы», финалом. Костюмы партнеров по танцу также должны быть
частью корриды: шляпа, черный кафтан с золотой отделкой и мулета.
2. Болеро
Введен приблизительно в 1780 году Себастьяном Серезо.
Принято считать, что он использовал народный танец Испании болеро для
своего французского балета. В качестве сопровождения используются гитара
и голоса балерин. Болеро — один из старейших «школьных танцев».
Название танца предположительно происходит от слова «Volar» (летать),
так как создавалось ощущение, что танцоры просто парят в воздухе.
С 18 века написано очень много композиций болеро. Этот национальный
танец был одним из любимейших у испанцев. Болеро завоевал популярность
во всем мире благодаря прекрасным ритмам и танцевальным па.
Болеро исполняется женщиной и мужчиной, или несколькими парами. Так же
существует одна из разновидностей Болеро в виде кадрили.
Одна из самый известных в мире песен, написанных в стиле болеро - "Целуй
меня крепче" (Bésame mucho).
3. Фанданго
Испанский народный танец, исполняемый в паре под
пение фанданго в сопровождении гитары и кастаньет. Известен с XVII века,
название танца фанданго произошло от протяжной португальской народной
песни, а так же от латинского слова Fаtus — судьба. В начале XIX века
фламенко переняло некоторые черты андалусийского фанданго, таким образом
появилось «фанданго в стиле фламенко», сейчас являющееся одним из
основных ритмов фламенко
4. Фламенко
Самый популярный среди всех испанских танцев в мире.
Зародился он на Андалусских землях, его происхождение связывают с
прибывшими в Испанию в XV веке цыганами. Эти цыгане образовали особую
танцевальную касту. Многие из них очень любили петь и танцевать на
различных ежегодных праздниках. Сегодня термин «фламенко» синоним слову
«gitano», которое переводится с испанского жаргона как «цыган». Самой
популярной теорией считается происхождение слова фламенко от названия
фламандских солдат, охранявших Испано-бельгийские территории.
Отличительными чертами этих солдат были особый стиль одежды, уверенность
себе и показная гордость. Эти качества как нельзя ближе подходили и к
характеру цыган. Из-за всего этого нельзя достоверно узнать откуда
произошло слово «фламенко». Сами цыгане связывают фламенко с выражением
их души. Последние годы фламенко набирает популярность не только в
Испании, но и за ее пределами. На самом деле, Фламенко не только
цыганский или испанский танец, это уникальное смешение художественных
танцевальных форм всех народов, которые жили на территории Испании в
течение всей ее истории.
Важный элемент образа танцовщицы — традиционное платье, называемое
bata de cola — типичное для фламенко платье, обычно до пола, часто из
разноцветного материала в горошек, украшенное оборками и воланами.
Прообразом этого платья стало традиционное одеяние цыганок. Неотъемлемой
частью танца является изящная игра с подолом платья.
Традиционная одежда байлаора — тёмные брюки, широкий пояс и белая
рубашка с широкими рукавами. Иногда края рубашки завязываются спереди на
поясе. Короткая жилетка-болеро, называемая чалеко (chaleco), иногда
надевается поверх рубашки.
Испанская шаль с очень длинными кистями — один из классических атрибутов
женского танца фламенко: шаль то закручивается вокруг стана танцовщицы,
подчёркивая стройный женский силуэт, то ниспадает с плеч, образуя
силуэт большой, красивой, мятущейся птицы.
Ещё один классический женский атрибут фламенко — большой веер.
Существует мнение о кастаньетах как непременном атрибуте танца фламенко.
Но чаще всего ритм отбивается каблуками (сапатеадо), прищёлкиванием
пальцев (питос) или хлопками ладоней (пальмас). Наиболее чистые формы
фламенко избегают использования кастаньет, так как они ограничивают
возможность страстной и выразительной игры кистей рук.
При написании статьи были использованы материалы:
источник, источник, источник,
источник, источник, источник
источник, источник, источник,
источник, источник, источник
Статью подготовила Оксана (Akattava)
Очень интересный обзор! Спасибо!
ОтветитьУдалитьКакое интересное задание! Эти страстные танцы давно меня вдохновляют! Обязательно поучаствую!
ОтветитьУдалить