Антонио Гауди – каталонский архитектор, известный своими
причудливо-фантастическими зданиями, большинство из которых расположены в
Барселоне. Его творчество относится к стилю «модерн», однако он
использовал элементы очень разных стилей и создавал абсолютно новую
архитектуру. За свою жизнь он создал более 20 шедевров архитектуры.
Многие из них включены в перечень «Всемирного наследия ЮНЕСКО», но все
без исключения, являются популярными туристическими местами.
Гауди обладал феноменальным умом. Он практически никогда не работал с
чертежами, все вычисления он делал в уме, а его главными инструментами
были воображение и интуиция. Дар Гауди заключался в удивительной
способности нарисовать в своем воображении здание, а затем воплотить его
в камне.
Каса Висенс
Дом, построенный в 1880-83 гг. для владельца керамической фабрики М.
Висенса, был похож на сказочный дворец. В соответствии с желанием
владельца увидеть в своей загородной резиденции «царство керамики»,
Гауди покрыл стены дома многоцветными переливчатыми майоликовыми
плитками, украсил потолки свисающими лепными «сталактитами», наполнил
двор причудливыми беседками и фонарями. Садовые постройки и жилой дом
составляли великолепный ансамбль, в формах которого архитектор впервые
опробовал свои излюбленные приёмы: изобилие керамической отделки;
пластичность, текучесть форм; смелые комбинации разностильных элементов;
контрастные сочетания светлого и тёмного, горизонталей и вертикалей и
т. д. Для работы над проектом Гауди брал плитку с фабрики Висенса, т.к.
тот разрешил ему без стеснения пользоваться материалом собственного
производства. Говорят, количество используемой плитки было так велико,
что Гауди поставил Висенса на грань разорения, но в итоге законченный
дом сыграл роль роскошной рекламы той самой керамической плитки, так
что, владелец фабрики не только с лихвой окупил свои расходы, но и еще
больше обогатился.
Храм «Святого семейства»
Стиль, в котором выполнен собор, отдаленно напоминает готику, но вместе с
тем, это что-то совсем новое, современное. Здание собора Святого
Семейства рассчитано на хор из 1500 певцов, детский хор из 700 человек и
5 органов. Работы над созданием храма начались еще в 1882 г., в1891 г.
строительство возглавил Антонио Гауди.
По замыслу Гауди, храм Святого семейства должен был стать
зданием-символом, грандиозной аллегорией Рождества Христова,
представленного тремя фасадами. Восточный посвящен Рождеству; западный —
Страстям Христовым, южный, самый внушительный, должен стать фасадом
Воскресения. Порталы и башни храма оснащены изобильной скульптурой,
воспроизводящей как бы весь живой мир, головокружительная сложность
профилей и деталировки превосходит все, что было когда-либо известно
готике. Это своего рода готический модерн, в основу которого, однако,
положен план сугубо средневекового собора.
Спустя более чем через семьдесят лет после смерти Гауди, строительство
собора Саграда Фамилиа продолжается и сегодня. Постепенно возводятся
шпили (при жизни архитектора был окончен только один), оформляются
фасады с фигурами апостолов и евангелистов, сценами подвижнической жизни
и искупительной смерти Спасителя. Строительство храма Святого
семейства, предположительно закончится к 2030 г.
Дом Бальо
Или как его еще называют Дом Костей, был построен еще в 1877 году. И
если бы не Антонио Гауди, которому дали заказ реконструировать здание,
он бы так и остался обычным домом. Наиболее замечательной особенностью
дома Бальо является практически полное отсутствие в его оформлении
прямых линий. Волнистые очертания проявляются как в декоративных деталях
фасада, высеченных из тёсанного камня, так и в оформлении интерьера.
Все декоративные элементы дома выполнены лучшими мастерами прикладного
искусства. Кованные элементы созданы братьями Бадия, витражи —
стеклодувом Жузепом Пелегри, изразцы — П.Пужолом-и-Баусисом сыном,
другие керамические детали выполнил Себастьян-и-Рибо. На самом деле,
говорят, что в этом доме очень непросто жить именно из-за того, что в
дизайне отсутствуют прямые линии и углы, поэтому жильцы там надолго не
задерживаются.
Проекты для Эусебио Гуэля
В 1883 г. Гауди познакомился с текстильным магнатом Эусебио Гуэлем,
который стал для него не только основным заказчиком и покровителем, но и
лучшим другом. В течение 35 лет, до самой смерти мецената, архитектор
проектировал для его семьи всё необходимое для жизни: от предметов
домашней утвари до особняков и парков. Этот текстильный магнат,
богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог
позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает
каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету. Облицовка
стен мозаикой из колотой керамической плитки стала отличительной чертой
построек Гауди. Есть забавный анекдот про скамейки в парке Гуэль, мол,
Гауди, когда положил не застывшие еще основания скамеек, попросил
рабочих со стройки снять штаны и сесть. И сидеть, пока отпечатки их поп
не станут устойчивыми. После этого он отделал скамейки колотой
керамикой, так что, если хорошенько поискать, то в парке можно найти
местечко под любую попу.
Мне самой очень нравится идея использования колотой керамической плитки в
оформлении, по-моему, получается очень весело и необычно. Поэтому,
найдя в Питере чудесные настенные панно из битой плитки, я не смогла
пройти мимо и не сделать пару фотографий:
Антонио Гауди погиб в Барселоне 7 июня 1926, сбитый трамваем неподалеку
от собора Sagrada Familia. В бессознательном состоянии, в ветхой одежде,
его доставили в больницу Святого Креста — специальный приют для бедных,
из которого ему уже не суждено было выйти, чтобы продолжать украшать
мир гением своего мастерства. Останки его покоятся в склепе собора
Святого Семейства.
Статью подготовила Оксана
Наше текущее задание "Испания"
Как раз у меня ассоциация с Испанией это Гауди. Потрясающе талантливый был человек
ОтветитьУдалить