Легендарный Дон Жуан начал покорять здесь женские сердца, а
Христофор Колумб из окрестностей этого города отправился открывать новый мир, и
именно в этом городе работала на старой табачной
фабрики красавица Кармен...
Над городом высится Гиральда — гибрид кафедральной колокольни и минарета в стиле мудехар, как диковинный побег, выросший в жарко-пряном климате из скрещения кастильства и мавританства. Нет в Европе города разгульнее, и все же по сей день в Севильской епархии больше монастырей, чем в любой другой... Смесь аскезы и гедонизма... Грех и святость определяют то, для чего придуман специальный термин — севильянизм. И тому, и другому город предается с истовым, до звона, напряжением. Эту вибрацию в севильском воздухе потрясающе передал де Фалья, его одноактная опера «Короткая жизнь» — вся на дрожании, на переливе, на клекоте, захлебываясь которым поет героиня:
Невесты,
Змея в волосах желтеет,
Невесты,
Пустынны дворы Севильи,
Невесты,
Вне сомнений, Севилья (Sevilla) -
один из красивейших городов Европы...
Согласно легенде Севилью основал античный герой
Геракл. Жители города по сей день верят в это древнее предание, поэтому
изображение легендарного героя служит украшением аркады Аюнтаменто и улицы
Аламеда де Геркулес, которая была построена в его честь.
Примерно в III веке до нашей эры этот город завоевали римляне,
которые прозвали его Бетика, а после падения господства Римской Империи Севилья
в течение некоторого времени являлась столицей вестготов.
В 712 году Севилья была
завоеван арабами, которые правили городом пять столетий. Это наложило
неизгладимый след на архитектуру строений и культуру местных жителей.
А 22 ноября 1248
года войска Фердинанда III Кастильского после
полуторамесячной осады взяли Севилью, которая с тех пор оставалась во
власти христианских испанцев.
В XV века из порта Севильи известный мореплаватель и
первооткрыватель Америки, Христофор Колумб, начал свое долгое путешествие к
берегам Индии, которое в 1492
году стало знаменитым открытием Нового
Света. Город стал портом мирового значения, где можно было увидеть
сокровища, привезенные из разных уголков света. Арабский историк Ал Сакунди
писал об этом необыкновенном городе: "Кто не бывал в Севилье, то не видел
чуда".
Над городом высится Гиральда — гибрид кафедральной колокольни и минарета в стиле мудехар, как диковинный побег, выросший в жарко-пряном климате из скрещения кастильства и мавританства. Нет в Европе города разгульнее, и все же по сей день в Севильской епархии больше монастырей, чем в любой другой... Смесь аскезы и гедонизма... Грех и святость определяют то, для чего придуман специальный термин — севильянизм. И тому, и другому город предается с истовым, до звона, напряжением. Эту вибрацию в севильском воздухе потрясающе передал де Фалья, его одноактная опера «Короткая жизнь» — вся на дрожании, на переливе, на клекоте, захлебываясь которым поет героиня:
"Долгая жизнь тому, кто смеется,
Быстрая смерть тому, кто плачет!
...Цветок, рожденный на рассвете,
Днем умирает."
Соблазнение
и адюльтер — беззаконная любовь — сюжеты четырех из пяти великих опер, в
которых действие происходит в Севилье. Единственный неженатый из авторов,
Бетховен, в "Фиделио" прославил супружескую верность. В остальных
случаях: "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан" Моцарта,
"Севильский цирюльник" Россини и "Кармен" Бизе — для
правящей бал измены были выбраны севильские декорации. Примечательно, что ни
один из всех этих композиторов никогда в Севилье не был, но все они точно
знали, куда помещать такие сюжеты...
Бродить по улочкам со сходящими на нет тротуарами, заглядывая во
внутренние дворики домов, патио. Они обычно видны сквозь запертую, но
решетчатую дверь. В патио больших домов можно зайти: там клумбы, увитые плющом
стены, пальмы — как в Доме Пилата, где роскошно меценатствовал дон Фернандо
Энрикес де Рибера, третий герцог де Алькала. Но особое очарование Севильи —
сorral de vecinos — несколько квартир, выходящих в украшенный изразцами
azulejos — патио, хоть с маленьким, но непременным фонтаном. А вокруг — мирты,
лимоны, апельсины, жасмин...
Увидеть, как движется по городу Semana Santa — Святая неделя — с
ее сумрачными процессиями - во власяницах, веригах и черных капюшонах братства
Санта-Крус. Балахоны, балахоны, балахоны, которые вдруг разнообразятся
нарядами римских солдат с копьями, яркими статуи Иисуса Христа и Девы Марии на
pasos — помостах, уложенных на плечи...
В Святую неделю вся Севилья на улицах, а через семь дней
истоптанные, утрамбованные мостовые отдыхают: ферия. Улицы безлюдны, только
вдруг из-за угла выскочит всадник в плоской серой шляпе с черной лентой со
спутницей — в широкой юбке и мантилье с высоким гребнем, — усевшейся сзади и
обхватившей руками своего сеньорито... Город смещается на юго-западную окраину
Лос-Ремедиос, за Гвадалквивир, где на гигантском пустыре разместились «касеты»
— шатры, — больше тысячи. В них, взяв на неделю отпуск, собираются, чтобы есть,
пить и танцевать, люди, объединенные по разным признакам: профсоюз портовых
работников, члены гольф-клуба, выпускники такой-то школы. Полосатые —
бело-зеленые или бело-красные — касеты образуют кварталы, разделенные улицами:
город в городе...
Фламенко... Вечеринки, на которых исполняется фламенко,
являются главным развлечением Севильи... А раз в два года в Севильи
проводится знаменитый фестиваль фламенко - Bienal de Flamenco.
Во фламенко есть такое понятие "дуэнде" -
это душа исполнения фламенко, это невыразимое словами чувство, огонь, магия.
Есть одна история о великой кантаоре (кантаор/кантаора фламенко — певец,
исполнитель пало, особого жанра фламенко): "Однажды андалузская певица
Пастора Павон, Девушка с гребнями, сумрачный испанский дух с фантазией под
стать Гойе или Рафаэлю Эль Гальо, пела в одной из таверн Кадиса. Она играла
своим темным голосом, мшистым, мерцающим, плавким, как олово, кутала его
прядями волос, купала в мансанилье, заводила в дальние глухие дебри. И все
напрасно. Вокруг молчали… Лишь ехидный человечек, вроде тех пружинистых
чертенят, что выскакивают из бутылки, вполголоса произнес: "Да здравствует
Париж!" – и в этом звучало: "Нам не надо ни задатков, ни выучки.
Нужно другое". И тогда Девушка с гребнями вскочила, одичалая, как древняя
плакальщица, залпом выпила стакан огненной касальи и запела, опаленным горлом,
без дыхания, без голоса, без ничего, но… с дуэнде. Она выбила у песни все
опоры, чтобы дать дорогу буйному жгучему дуэнде, брату самума, и он вынудил
зрителей рвать на себе одежды, как рвут их в трансе антильские негры перед
образом святой Барбары..."
ТАНЕЦ
Танцует в Севилье Кармен
у стен, голубых от мела,
и жарки зрачки у Кармен,
а волосы снежно-белы.
Невесты,
закройте ставни!
Змея в волосах желтеет,
и словно из дали дальней,
танцуя, встает былое
и бредит любовью давней.
Невесты,
закройте ставни!
Пустынны дворы Севильи,
и в их глубине вечерней
сердцам андалузским снятся
следы позабытых терний.
Невесты,
закройте ставни!
(Федерико Гарсия Лорка)
Памятник Кармен находится в самом центре испанского города, на
берегу быстрой речки Гвадалквивира и стоит самая знаменитая цыганка в истории.
Скульптура установлена именно там, где по версии оперы страстную девушку
зарезал ревнивый дон Хосе. Памятник запечатлел цыганку в движении, она
словно торопиться на арену, где проходят бои быков...
Коррида является главным зрелищным шоу, которое можно увидеть в
Севильи... Тема боя быков витает над новеллой Мериме и оперой Бизе, Святой
неделей и ферией Севильи как напоминание о сгущенном конденсате бытия. Это великий соблазн, подобно тем гладиаторским боям, о
неодолимом искушении которых — "наслаждался преступной борьбой, пьянел
кровавым восторгом" — захватывающе пишет Блаженный Августин. Мериме был
одним из немногих просвещенных европейцев своего времени, кто открыто
признавался в любви к корриде: "Ни одна трагедия на свете не захватывала
меня до такой степени".
Патио и улица, Святая неделя и ферия, монахини и проститутки,
готика и мудехар, севильяна и фламенко — в этом городе нет полутонов. Это
особенно заметно на фоне прочей Андалусии, на фоне Гранады и Кордовы, чья
пастельная прелесть — полностью в дымке прошлого. Севилья — это ярко и шумно
переживаемая сегодня и ежедневно Кармен, неразрешимый конфликт любви и свободы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий